VR - виртуальная реальность
Формирование виртуальной реальности – это новая область применения компьютерных средств в техническом образовании. Полномасштабные тренажерные системы (в т.ч. на базе центров формирования виртуальной реальности) имеют большинство ведущих зарубежных компаний — Boeing, Ford, General Motors, BP и многие другие. Разнообразные имитаторы с использованием элементов виртуальной реальности реализованы для армейской и гражданской сферы.
Виртуальная реальность – модельная трехмерная (3D) окружающая среда, создаваемая компьютерными средствами и реалистично реагирующая на взаимодействие с пользователями.
Система формирования виртуальной реальности – это система, обеспечивающая генерацию модели реальности в соответствии с математической моделью этой реальности при помощи программных средств. Суть заключается в том, что при подаче на основные органы восприятия пользователя (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные) программно управляемых воздействий, а также при обеспечении реалистичной реакции моделируемой среды на производимые действия, появляется эффект личного участия пользователя в наблюдаемой виртуальной среде. Главное отличие систем виртуальной реальности от прочих технологий (видеоряд, 2D, 3D графика и др.) состоит именно в том, что VR обеспечивает эффект личного присутствия и личного участия пользователя (т.е. пользователь не ощущает разницы между действиями в реальности и действиями, выполняемые в системе VR). Системы VR способны реализовать принципиально новый и очень эффективный способ передачи информации с глубокой, на уровне подсознания, степенью воздействия на пользователя. Глубина закрепления информации в несколько раз превосходит традиционные способы. Это и другие качества систем VR имеют большую значимость при создании имитаторов.
Рисунок. Использование устройств формирования виртуальной реальности (1 - Z800; 2 - 5DT Data Glove; 3 - датчик положения кисти)
Рисунок. Пример того, что видит обучаемый, в т.ч. демонстрация управления при помощи виртуальной перчатки
Рисунок. Демонстрация управления при помощи двух виртуальных перчаток
Система формирования виртуальной реальности, в общем случае, состоит из следующих составляющих систем: вычислительной, объемной (чаще бинокулярной) визуализации, формирования звуковой картины, позиционирования и имитации воздействия среды.
Наша компания имеет значительный опыт в разработке и внедрении технологии виртуальной реальности VR. Создаваемые нами учебные пособия, ЭУМК, тренажеры и ВЛР уже имеют поддержку технологии VR и могут быть использованы не только на "обычных" компьютерах, но и в составе систем формирования виртуальной реальности.