Используемые технологии
Систематизация пользовательских требований и критериев оценки имитаторов
Данный раздел посвящен определению и систематизации важных требований к имитаторам с точки зрения различных категорий пользователей - заказчиков имитаторов, обучаемых, инструкторов, разработчиков и т. д. Соблюдение этих требований позволит заказчикам считать, что имитаторы, которые они закупают, будут продуктивными, эффективными, безопасными и комфортными в использовании. Обучаемые, инструкторы и разработчики также смогут иметь в своем распоряжении некоторый эталон, который позволит оценить используемый или разрабатываемый продукт.
Для реализации поставленной задачи определяются критерии оценки эффективности имитаторов, а также методика оценки.
Большинство исследований связывает эффективность электронных образовательных ресурсов, в частности, имитаторов, с тем, сколько запоминает обучаемый (это можно легко измерить). Хотя отмечаются и другие факторы, такие как развитие творческих способностей, профессиональной интуиции и т.д., единое мнение об оценке этих факторов отсутствует. В вопросе эффективности восприятия и запоминания информации наблюдается большая схожесть взглядов. Так, например, по мнению Haskett consulting inc. (HCI): "Люди запоминают 20 % того, что они видят, 40 % того, что они видят и слышат и 70 % того, что они видят, слышат и делают". Как видно из приведенных данных, имитаторы имеют достаточно высокую эффективность среди ЭОР в плане запоминания информации и, как было показано ранее, имеют некоторые дополнительные возможности.
Существует большое количество рекомендаций, касающихся увеличения эффективности электронных образовательных ресурсов. Однако большая их часть не может быть применена к имитаторам, так как не учитывает их специфику. На основе опыта проектирования и использования имитаторов в НИИ ЭОР ТюмГНГУ, а также изучения множества материалов конференций посвященных имитаторам, I/ITSEC, The Winter Simulation Conference (WSC), SISO Fall Simulation Interoperability Workshop (SIW), SISO Spring Simulation Interoperability Workshop (SIW), CyberTherapy Conference, ITEC (European Simulation Conference), FSEMC (Flight Simulator Engineering & Maintenance Conference) и множества других источников, найдены и сформулированы основные факторы, влияющие на эффективность имитаторов. Было установлено, что эффективность, с точки зрения пользователей, зависит от следующих групп факторов:
- напрямую влияющие на эффективность восприятия и запоминания информации;
- не влияющие напрямую на эффективность восприятия и запоминания информации, но представляющие важность при создании (разработка технического задания и технических требований), внедрении и эксплуатации имитаторов.
К первой группе факторов относятся:
- базовые эргономические требования и рекомендации (индивидуализация, удобство обучения, ясность, четкость, облегчение понимания, устранение перегрузки восприятия, учет психофизиологических особенностей людей с ограниченными возможностями и т.д.)
Вторая группа представлена следующими факторами: