Компьютерный имитатор исследования КПД цилиндрического и червячного редуктора
Цель лабораторной работы - определение коэффициента полезного действия (кпд) редуктора двумя способами, «Экспериментальным» и «Расчетным». Для экспериментального способа имитируется стенд для испытания передач, возможности которого позволяют выполнять необходимое исследование кпд цилиндрического редуктора, а именно получать данные для построения графиков зависимости кпд:
- от скорости вращения n;
- от нагрузки T;
- от дополнительного параметра передачи, указываемого в задании на выполнение работы (сорта смазки, степени точности передачи, чисел зубьев колес, типа подшипников и т.п.).
Затем, выполняется исследование кпд «Расчетным» способом, т. е. определяется ориентировочное значение кпд редуктора по упрощенным формулам с использованием табличных значений кпд зубчатой цилиндрической пары и пары подшипников, проводится анализ результатов, формируются выводы, подготавливается и защищается отчет.
Устройство и работа имитируемого стенда. Стенд смонтирован на плоском металлическом основании и состоит из узла электродвигателя с тахометром, испытуемого редуктора – он условно показывается в разрезе, нагрузочного устройства – ленточного тормоза. Узел электродвигателя смонтирован на литом кронштейне, закрепленном на основании стенда. Статор электродвигателя может свободно поворачиваться в шариковых подшипниках, установленных в литом кронштейне, относительно оси, общей с якорем электродвигателя. Вал якоря электродвигателя одним концом соединен через муфту с входным валом редуктора. На лицевой стороне литого кронштейна смонтировано измерительное устройство, состоящее из рычага, штока и датчика с пружиной. При включении электродвигателя реактивный момент статора (равный по абсолютному значению моменту на валу якоря) поворачивает статор. Рычаг, закрепленный на статоре, упирается в подпружиненный шток датчика, который и удерживает статор от поворота. Сигнал от этого датчика для измерения крутящего момента, передаваемого с двигателя на редуктор, после обработки отображается на левом стрелочном приборе ("Момент двиг.") и числовым индикатором дв. Так на стенде измеряется крутящий момент, передаваемый с двигателя на редуктор.
Испытуемый редуктор состоит из двух цилиндрических передач. Его корпус условно сделан из полупрозрачного материала и показывается в разрезе.
Нагрузочное устройство представляет собой ленточный тормоз и служит для создания рабочей нагрузки на редуктор - тормозного момента на его выходном валу. Величина тормозного момента задаётся тумблером-регулятором нагрузки. При этом сильнее или слабее растягивается пружина, что видно и на мониторе.
В левой части стенда установлена панель с органами управления: выключатель питания стенда; тумблер-регулятор частоты вращения двигателя; тумблер-регулятор нагрузки (крутящего момента тормоза).
Измерительные приборы: стрелочные приборы ("Момент двигателя", "Мощность двигателя" и "Обороты тормоза"); приборы цифровой индикации "nдв- обороты двигателя", "Tдв - момент двигателя", "Pдв - мощность двигателя", "nторм - обороты тормоза", "Tторм - момент тормоза ".
Таблица. Варианты заданий на проведение испытаний и исследования цилиндрического редуктора
Параметры редуктора |
Вариант |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Межосевое расстояние aw= Числа зубьев колёс: Шестерни 1-ой ступени z1= Колеса 1-ой ступени z2= Шестерни 2-ой ступени z1*= Колеса 2-ой ступени z2*= |
100
30 60 25 42 |
100
35 65 22 50 |
125
30 60 22 50/p> |
125
35 63 20 42 |
140
30 63 25 45 |
140
33 60 20 42 |
160
30 61 21 50 |
160
31 60 24 40 |
Ширина колеса: 1-ой ступени b12= 2-ой ступени b23= Степень точности редуктора Тип подшипников |
20 30 6 Ш |
30 50 7 Ц |
20 30 8 К |
30 60 9 Ш |
20 30 6 Ц |
50 70 7 К |
25 40 8 Ш |
50 80 9 К |
Кинематическая вязкость масла (м2/с) ν= |
10-5 |
20·10-6 |
30·10-6 |
50·10-6 |
10-5 |
|||
Специальный вопрос: Исследовать влияние на КПД. |
степени точности редуктора |
типа подшипников |
вязкости масла |
ширины колес первой ступени |
ширины колес второй ступени |
межосевого расстояния |
чисел зубьев колес первой ступени |
чисел зубьев колес второй ступени |
(Тип подшипников: Ш - шариковые, Ц - с цилиндрическими роликами, К –- с коническими роликами)
Рисунок. Виды рабочего экрана имитатора
Рисунок. Виды рабочего экрана имитатора - ввод параметров исследуемого редуктора
Ко времени, необходимому для подготовки эксперимента, необходимо прибавить время проведения непосредственно самого эксперимента, т. е. по 10 минут на оценку влияния каждого из 8 факторов что дает в результате (5 ч. 30 мин. + 10 мин. * 8 = 6 часов 50 мин.). Затраты времени на проведение аналогичных действий при помощи имитатора складываются (как и для реального оборудования) из непосредственно времени эксперимента, т.е. 10 минут на оценку влияния каждого из 8 факторов, но временные затраты на подготовку практически отсутствуют (меньше 1 мин.), что дает в результате (10 мин. * 8 = 1 час 20 мин.). В результате проведения данной лабораторной работы на имитаторе сокращаются потери времени более чем в 5 раз (410 мин./ 80 мин.).
Таблица. Затраты времени при выполнении лабораторной работы на реальном оборудовании
Влияние на КПД |
Выполняемые операции |
Необходимое время |
---|---|---|
1. Степени точности редуктора. |
Слив масла, разборка, выпрессовка подшипников, замена элементов (сборка), залив масла. |
1 час |
2. Типа подшипников. |
1 час |
|
3. Вязкости масла. |
Слив масла, промывка, залив масла. |
20 минут |
4. Ширины колес первой ступени. |
Слив масла, разборка, выпрессовка подшипников, сборка, залив масла (для 1 ступени). |
40 минут |
5. Ширины колес второй ступени. |
||
6. Межосевого расстояния. |
Слив масла, разборка, выпрессовка подшипников, сборка, залив масла. |
1 час |
7. Чисел зубьев колес первой ступени. |
Слив масла, разборка, выпрессовка подшипников, сборка, залив масла. |
40 минут |
8. Чисел зубьев колес второй ступени. |
40 минут |
|
|
|
5 часов 30 минут |